Проект будущего
Центральноазиатский институт свободного рынка
представил концепцию 11 реформ для Кыргызстана.
Концепция
реформ включает
11 секторов: децентрализация государственного управления, частная
собственность, система налогообложения, туризм, свободная торговля, государственно-частное партнерство, внутренняя миграция, судебная система, свобода слова, образование, вероисповедание.
Концепция
каждого сектора реформирования была представлена экспертом из данной сферы и открыто
обсуждалась в офисе Центральноазиатского института
свободного рынка ежедневно. В диалог были вовлечены депутаты профильных комитетов ЖК, сотрудники государственных
органов и НПО, профильные специалисты и преподаватели, гражданские
активисты, студенты бишкекских ВУЗов и все, кому небезразлична судьба своей
страны.
Для справки. Центральноазиатский институт свободного рынка (CentralAsianFreeMarketInstitute- САFMI) является независимым
аналитическим центром, основанным в Бишкеке в апреле 2001г с целью установления
связей с ведущими аналитическими центрами свободных рынков в Азии, Европе и
Северной Америке; активной работы с группой экспертов для изучения
экономических проблем в регионе; предложения
политикам конструктивных вариантов для улучшения ситуации и повышения осведомленности и
заинтересованности граждан ЦА к
либеральным изменениям в своей стране.
САFM
- некоммерческий мозговой центр,
продвигающий идеи свободы и ответственности,
рыночной экономики и верховенства закона в Центральной Азии через исследования,
обучения и эдвокаси-кампании.
Не секрет, что формирование правительства
и политические страсти в Кыргызстане отвлекли внимание от
экономической работы, но, в любом
случае, все понимают,
что такая работа давно необходима. В итоге дискуссии ведущие
аналитические специалисты САFMI предложили чиновникам еще
раз изменить текущую политику с тем, чтобы ее главный вектор был устремлен к созданию условий для
развития инноваций и высокопроизводительности частного бизнеса – главных
составляющих экономики будущего КР.
Представители
бизнес-сообществ давно дали оценку экономики Кыргызстана, озвучили
ключевые проблемы бюджетообразующих отраслей, обсудили собственные действия Правительства.
Бакай Жунушов, директор «iCAP Investment», давно
призывает: « Необходимо провести ревизию всей системы государственного
регулирования экономики».
Также многие представители
НАБА отмечают, что прогнозирование экономических процессов практически
завершается на уровне министерств, а механизмы взаимодействия с
наукой давно утеряны.
По словам преподавателя кафедры «Мировая экономика» КНУ
Галины Сокрутовой, КР сегодня международные эксперты относят к странам с
прогрессирующей бедностью!
Олег Панкратов, заместитель
Министра экономического регулирования, в прошлом руководитель Союза
предпринимателей г.Каракол, считает: « Для того,
чтобы продвигать какие-либо позитивные изменения в
экономике и выстраивать приоритеты, очень
важно учитывать мнение бизнеса. Это означает, что давно пора сделать
заявку на экономическую политику. К сожалению,
на сегодняшнем этапе необходимой активности не
наблюдается ни со
стороны бизнес- сообщества, ни
со стороны госорганов».
Азамат Акелеев, директор компании
Promotank HQA, давно предложил в качестве новой
парадигмы взаимоотношений бизнеса
и общества в Кыргызстане искреннюю
ответственность каждого участника
экономического процесса. Тройственное сотрудничество бизнеса,
госорганов и научного
сообщества позволит очень
эффективно находить правильные
решения.
Аналитик
САFMI Сейитбек Усманов говорит: «Также государство
должно учитывать интересы
всех слоев общества,
и не может
всегда ориентироваться лишь на мнение
бизнеса, хотя мы
прекрасно понимаем, что
без него решать социальные вопросы
будет просто невозможно. В Кыргызстане это 1й
интеллектуальный аналитический диспут о
возможных рисках и недостатках шагов реформирования отечественной экономики,
социальной политики и системы госуправления».
По словам директора САFMI Мирсулжана Намазалиева, цель широкого обсуждения –
внесение в повестку дня Правительства и гражданского общества сценария
реформирования системы государственных органов, снижения роли государства и
повышения инвестиционной привлекательности страны. Концепции предложенных в
ходе обсуждений 11 реформ легли в основу издания под названием «Руководство по
реформам в Кыргызской Республике». Данное Руководство будет издано большим
тиражом и распространено среди студентов, политиков и гражданских активистов».
Отрадно отметить, что открытый диалог всех его участников
продемонстрировал волю к
разрушению давно возведенной крепостной стены безразличия, лени или коррупции.
Теперь вся надежда на то,
что у правительства и парламента появится политическая воля для реализации предложенных в ходе
обсуждения мер.